ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
Общие
сведения
* Для
смазывания агрегатов автомобилей, содержащих зубчатые
передачи — цилиндрические, конические, червячные,
спирально-конические, гипоидные и пр., применяются
специальные трансмиссионные масла.
* В зубчатых
передачах удельные нагрузки на зубья (в точках
контакта) достигают 2000 МПа (200 кг/мм2),
а в гипоидных могут превышать 3000 МПа (300 кг/мм2).
Для сравнения заметим, что давление между
контактирующими деталями двигателей в десятки раз
меньше. При этом масло в агрегатах трансмиссии
разогревается при работе автомобиля до 100 — 150° С, а
в зонах контактов зубьев до 300° С. С другой стороны,
ясно, что при низких температурах трансмиссионное
масло должно быть готовым смазывать контактирующие
поверхности зубьев немедленно с момента начала
движения. Поэтому к трансмиссионным маслам
предъявляется широкий спектр эксплуатационных
требований. Для автолюбителей же представляют интерес
основные обобщенные показатели качества масла, в целом
определяющие долговечность трансмиссионных агрегатов,
удобство эксплуатации при приемлемых затратах.
Характеристики
* Во-первых,
это комплекс противоизносных и противозадирных
свойств. Противоизностные качества масла характеризуют
его смазывающую способность и обеспечивают минимальные
износы контактирующих поверхностей; противозадирные
свойства предотвращают задирание и сваривание
поверхностей в точках контакта. Безусловным условием
хороших противоизностных и противозадирных свойств
является способность масла образовывать на поверхности
деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла
определяют его уровень качества.
* Во-вторых,
как и для моторных масел, важнейшими являются
вязкостно-температурные свойства.
*
Классификация и маркировка трансмиссионных масел, как
и моторных, основывается на обобщенных показателях
качества и вязкости. За рубежом для трансмиссионных
масел используются системы классификации API и SAE.
Качество
*
Классификация по качеству учитывает конструктивные
особенности агрегатов трансмиссий, нагруженность и
специфику работы зубчатых передач. Система API
включает шесть групп качества масел. Чем больше число
после букв, тем выше качество и, соответственно,
гарантия долговечной работы агрегатов трансмиссии.
Масла GL-5 и GL-6 составляют группу универсальных
трансмиссионных масел, которые используются в главных
передачах, коробках передач, раздаточных коробках.
Масла этих групп качества допущены к использованию в
армиях США и НАТО.
*
Трансмиссионные масла выпускают на синтетической
(100%), полусинтетической и минеральной основах.
Вязкость
*
Классификация трансмиссионных масел по вязкости в
системе SAE включает шесть классов. Для первых трех
классов, имеющих индекс W (зимнее), нормируются
требования к вязкостным свойствам при низких
температурах. Для остальных классов установлены
предельные значения вязкости при температуре масла
99°С.
Маркировка
* Масла SAE
75W, SAE 80W и SAE 84W являются зимними; масла SAE 90,
SAE140 — летние; SAE 250 — тропическое и для особо
тяжелых условий работы. Всесезонные масла имеют
маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140.
Масла с повышенными противозадирными свойствами в
маркировке после числовых значений имеют индексы ЕР
или HD.
*
Трансмиссионные масла для автоматических коробок
передач не имеют своей классификации по API. Их уровни
качества и вязкостные свойства часто описывают по
системам ведущих автомобильных фирм, например, General
Motor• и FORD. Для автомобилей, предназначенных для
Европейского рынка, как правило, рекомендуются масла с
обозначением «Dexron».
* На этикетке
трансмиссионного масла указывается:
1. Название
фирмы-изготовителя.
2. Марка
масла (наименование масла).
3. Группа
качества по классификации API (GL-1 — GL-5).
4. Маркировка
по SAE.
5. Основа
масла: синтетическое, полусинтетическое, минеральное.
6. Номер или
индекс партии масла.
7. Дата
изготовления.
Например:
CASTROL, TAF-X, GL-5, 75W-90, №753418531.01.1998.
Выбор
импортного трансмиссионного масла
* Прежде
всего руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации, в
которой для вашего автомобиля могут быть рекомендованы
конкретные марки трансмиссионных масел.
* Если по тем
или иным причинам вам предстоит самим решить, какое
масло использовать, руководствуйтесь следующим. Для
иномарок выпуска 1984—90-х годов с гипоидными
передачами следует применять фирменные масла групп
GL-4, GL-5; для машин выпуска до 1984 года подойдут и
лицензионные масла группы GL-4. Если коробка передач и
главная передача автомобиля выпуска 80-х годов состоит
из цилиндрических шестерен (например, переднеприводных
автомобилей с поперечным расположением двигателя), то
можно остановиться на маслах группы GL-4 или
лицензионных маслах групп GL-4, GL-5.
* Выбор
импортного масла по основе целиком зависит от
выделенных на покупку средств. Конечно, синтетика —
это наилучший выбор во всех случаях, но роскошь.
Полусинтетическое масло для автомобиля выпуска 90-х
годов наиболее удачный компромисс между ценой и
качеством.
* Современные
трансмиссионные масла на минеральной основе могут
находиться в картерах агрегатов без замены 20—60 тысяч
километров. Долговечность синтетических и
полусинтетических масел в 2—2,5 раза больше.
Периодичность замены трансмиссионного масла
существенно зависит от конструкции агрегата.
* В
номенклатуре трансмиссионных масел имеются масла,
разработанные специально по заказам ведущих
автомобилестроительных фирм. В них учтена специфика
конструкции агрегатов и технологии производства
зубчатых колес.
* Покупка
трансмиссионного масла сопряжена с теми же проблемами,
что и покупка моторного масла. Поэтому, данные выше
рекомендации и для этого случая остаются в силе.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА СНГ
Вязкость
*
Трансмиссионные масла производства СНГ
классифицируются стандартом ГОСТ 17479.2-85. По
вязкости введено четыре класса.
Качество
* По
эксплуатационным свойствам в ГОСТе установлено пять
групп.
Маркировка
* Обозначение
трансмиссионных масел СНГ включает буквенный индекс ТМ
— масло трансмиссионное, следующая за ним цифра —
группа масла по эксплуатационным свойствам и последняя
цифра — класс вязкости. Например, ТМ-5-18 — масло
трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным
свойствам, класс вязкости 18. Популярное
трансмиссионное масло ТАД-17И в соответствии с ГОСТ
17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ
СМАЗКИ
*
Автомобилисты выбирают пластические смазки, как
правило, целевым образом, т.е. для конкретного узла и
условий работы. Этим обобщенно учитываются следующие
свойства смазок и условия их работы в узле: вязкость,
водостойкость, температурный диапазон применение,
прочность, противозадирные свойства, несущая
способность смазывающей пленки, удельные давления
сопрягаемых деталей и т.п.
* Выбор
смазок выполняйте в соответствии с инструкцией по
эксплуатации автомобиля.
* Необходимо
отметить, что при герметичности сред-ненагруженного
узла трения современные пластические смазки имеют
очень большие ресурсы 100—200 тыс. км. К таким узлам
относятся шарниры подвески, рулевого управления.
Смазка в ступицах колес требует сравнительно частого
обновления, раз в два-три года. Полезно с такой
периодичностью обновлять пластические смазки и в
других доступных узлах трения.
* При замене
смазок в узлах автомобиля надо иметь в виду, что
смазки одинакового назначения, но различных марок
могут быть несовместимы. Поэтому при первом
обслуживании подержанного автомобиля целесообразно
удалить всю старую смазку и при возможности промыть
узел.
|