ПОДГОТОВКА ДИЗЕЛЯ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
* Зимой рабочие
процессы в дизеле заметно осложняются. Более вязкое
из-за низкой температуры топливо хуже распыляется
через форсунку, а распыленное тут же «оседает» в виде
росы на стенках камеры сгорания. Испарение его со
стенок затруднено вследствие низкой температуры.
Стылый воздух, поступая в цилиндры, только усугубляет
положение, а ведь его температура в конце сжатия
должна быть выше температуры самовоспламенения
дизельного топлива. Сюда следует добавить и
загустевшее масло, возросшее сопротивление которого
приходится преодолевать при пуске.
Вот почему
для уверенного запуска дизеля в зимнее время в его
камерах сгорания предварительно следует создать
«маленький Ташкент». Стартер и аккумулятор должны
развивать мощность, достаточную для того, чтобы
заставить коленчатый вал «толкать» поршни с большой
частотой, а дизельное топливо не должно превращаться в
«кисель» и кристаллизоваться при низких температурах.
* Теперь
поговорим о том, что нужно сделать для подготовки
дизеля к эксплуатации в зимний период.
•
Начнем с аккумулятора.
Дизели из-за значительных степеней сжатия и более
высоких, чем у бензиновых двигателей, пусковых
оборотов требуют наличия у аккумулятора повышенной
мощности (заметьте, о емкости речь не идет), которая
характеризуется величиной пускового тока. В результате
в зимних условиях не рекомендуется использовать
аккумуляторы с пусковым током ниже 320 А на дизелях,
хотя на бензиновых двигателях АКБ с меньшими пусковыми
токами проблем не создают. Проблемы могут возникнуть с
аккумулятором, который прослужил на дизеле более 3
лет. Интересно, что стоит переставить его на
бензиновый двигатель, как все становится на свои
места. Такие казусы также следует учитывать.
•
Обязательно нужно проверить уровень электролита. Летом
это как-то забывается, а иногда оказывается, что в
аккумуляторе сухо, как в пересохшем колодце.
•
Особое
внимание следует уделять выводным клеммам АКБ и
стартера, а также наконечникам проводов, которые
обязательно нужно очистить от окисления. При низких
температурах емкость аккумуляторной батареи по
естественным причинам значительно снижается, к этому
добавляются высокие переходные сопротивления в
электрических цепях. Не помешает покрыть клеммы слоем
пластичной смазки, чтобы как-то защитить их от
действия соли, которой много на дорогах зимой.
•
В
системе питания следует слить отстой из фильтра и
топливного бака.
•
Если
дизель летом работал с «дымком», есть смысл проверить
и при необходимости отрегулировать угол опережения
впрыска топлива. Сбой этого параметра может сильно
затруднить запуск холодного мотора. При отсутствии
опыта самостоятельно регулировать угол впрыска не
следует, лучше обратиться на станцию техобслуживания.
•
Подумайте, может быть, стоит
удалить сеточку с заборника в топливном баке. Эта
сеточка — «прекрасный» организатор пробок. Как бы не
пришлось компрессором продувать в обратную сторону
топливопровод бака. Пусть уж лучше солярка идет в
топливный фильтр.
* Для
автомобилей с пробегом свыше 100 000 км зимний запуск
может сильно осложнить недостаточная компрессия в
цилиндрах дизеля. «Виноваты» в этом, как правило,
изношенные поршневые кольца и гильзы цилиндров. Но что
тут скажешь, если владельцы откладывают ремонт
поршневой группы до последнего момента. * В наших
широтах столбик термометра редко опускается до отметки
—25 °С, поэтому использование всесе-зонных моторных
масел не создает сложностей в работе дизеля. Желание
«облегчить жизнь» стартеру и аккумулятору применением
масел с пониженной вязкостью по SAE 10W-30 возражений
не вызывает. Однако масла 5W-30 хороши, пожалуй, для
Сибири, но не для нашего умеренного морозца.
Любителей
аэрозольных баллончиков с легковоспламеняющимися
составами для пуска моторов просим запомнить:
дизельные двигатели могут сильно пострадать от
передозировки. Даже 1 см3 такого состава
способен переломать все поршни — слишком велики
возникающие нагрузки (состав воспламенится слишком
рано).
|