1 ТОРМОЖЕНИЕ, ЗАНОС
1.1 Какой способ торможения наиболее эффективен при экстренном
торможении на скользкой дороге?
Прерывистое (ступенчатое) торможение без выключения сцепления.
1.2 Как влияет блокировка колес (торможение «юзом») на величину
тормозного пути? Тормозной путь увеличивается.
1.3 Во сколько раз увеличивается тормозной путь на сухом
асфальтобетонном покрытии, если скорость движения увеличится в два
раза? В 4 раза.
1.4 Каковы опасные последствия длительного торможения автомобиля с
выключенной передачей на крутых затяжных спусках? Перегрев тормозов
и их отказ в работе.
1.5 Чем может быть вызвано боковое скольжение колес автомобиля?
И резким торможением и резким ускорением.
1.6 Как лучше поступить при значительном увеличении скорости
движения автомобиля на крутом спуске?
Перейти на более низкую передачу и продолжить движение,
периодически притормаживая.
1.7 Как поступить при внезапном появлении на пути движения
автомобиля глубокой выбоины или бугра?
Тормозить заранее, перед наездом на препятствие торможение
прекратить.
1.8 Двигаясь на легковом автомобиле по загородной дороге, покрытой
булыжником, со скоростью около 60 км\ч, вы ощутили удар и рывок
рулевого колеса: произошел отрыв правого переднего колеса. Каковы
правильные действия водителя в данной ситуации? Крепко удерживать
рулевое колесо, стараясь не допустить отклонения и опрокидывания
автомобиля; тормозить плавно ручным и рабочим тормозом.
1.9 Что должен предпринять водитель, если во время движения
произошел разрыв левой передней шины?
Тормозить только двигателем. Удерживать руль в положении,
обеспечивающим прямолинейное движение.
1.10 Совершив остановку на ровной дороге, водитель автобуса вышел
из кабины для осмотра технического состояния колес. Обязательно ли в
этом случае торможение автобуса стояночным тормозом? Обязательно.
1.11 Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении
автомобиля с различным износом шин правых и левых колес? Занос и
опрокидывание автомобиля.
1.12 Вы двигаетесь по загородной дороге. Дорога скользкая, местами
гололед. Решив снизить скорость, вы начали притормаживать, но заднюю
ось автомобиля начало заносить. Как выйти из этого опасного положения?
Прекратить торможение; если занос продолжается, быстро
повернуть руль в сторону заноса, а затем – в обратную сторону.
1.13 От чего зависит возникновение заноса или опрокидывания?
От высоты центра тяжести автомобиля, от радиуса поворота
дороги, от вида и состояния дорожного покрытия, от рисунка и
состояния протектора шин.
1.14 На грузовом автомобиле с прицепом вы двигаетесь по мокрой
асфальтобетонной дороге со скоростью около 70 км\ч. Впереди крутой
поворот дороги, радиус поворота около 70 м. Как лучше поступить, чтобы
не допустить аварии?
Снизить скорость до 40-45 км\ч, притормаживая автопоезд до
входа в поворот, пока продольная ось тягача и прицепа еще
находятся на одной линии.
1.15 Что необходимо предпринять водителю при боковом заносе прицепа
на скользкой дороге? Плавно увеличить скорость.
1.16 Что нужно предпринять, если при торможении на скользкой дороге
начался занос? Отпустить тормозную педаль.
1.17 Какое действие недопустимо при заносе задней оси автомобиля
вправо? Поворот рулевого колеса влево.
1.18 Уменьшение тормозного пути автомобиля достигается прерывистым
торможением без выключения сцепления.
1.19 Тормозной путь – расстояние, пройденное автомобилем с момента
срабатывания тормозов до полной остановки.
1.20 Остановочный путь - расстояние, пройденное автомобилем с момента
обнаружения водителем опасности до полной остановки автомобиля.
1.21 Уменьшение тормозного пути на скользкой дороге достигается
прерывистым торможением без выключения сцепления и передачи.
1.22 Пользование тормозами на скользкой дороге: плавно тормозить, не
выключая сцепления и не производя резких поворотов рулевым колесом.
1.23 В случае внезапного отказа рабочего тормоза автомобиль можно
остановить, перейдя на низшую передачу, а затем тормозить стояночным
тормозом. При необходимости воспользоваться каким-либо препятствием.
1.24 Для прекращения начавшегося заноса автомобиля нужно повернуть
рулевое колесо в сторону заноса; одновременно с выравниванием автомобиля
вернуть рулевое колесо в прямолинейное положение, чтобы не начался занос
в другую сторону.
1.25 При торможении автомобиля с различным износом шин правых и левых
колес может возникнуть занос с возможным опрокидыванием автомобиля.
1.26 Применение торможения двигателем на скользкой дороге повышает
устойчивость автомобиля.
1.27 Для экстренной остановки на сухой дроге надо нажать на педаль
тормоза без выключения сцепления.
1.28 Занос на скользком участке дороги наименее вероятен при плавном
периодическом нажатии на педаль тормоза.
1.29 Если сила тяги на колесах будет превышать силу сцепления колес с
дорогой, то ведущие колеса будут пробуксовывать и автомобиль занесет в
сторону.
1.30 К затормаживанию на «юз» более склонны задние колеса автомобиля.
1.31 Резкое открытие дроссельной заслонки карбюратора при движении на
скользкой дороге опасно тем, что может возникнуть боковой занос
автомобиля.
1.32 Резкое торможение при интенсивном движении может способствовать
наезду сзади.
2 ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК,
НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ
2.1 Как должен поступить водитель, движущийся ночью по неосвещенной
дороге с дальним светом фар, если его автомобиль обогнали? Сразу
после обгона перейти на ближний свет фар.
2.2 Куда рекомендуется смотреть водителю во время сближения
автомобилей, на которых включен дальний свет фар?
Чуть вбок в сторону правой обочины.
2.3 Как должен поступить водитель при разъезде на неосвещенной
дороге, если водитель встречного автомобиля не перешел на ближний свет
фар?
Переключить фары с дальнего света на ближний не менее чем за
300 м до встречного автомобиля.
2.4 Двигаясь на грузовом автомобиле с двухосным прицепом в темное
время суток по двухполосной загородной дороге, вы обнаружили, что
произошел разрыв шины прицепа. Запасного колеса нет и вы решаете
уехать на автомобиле, временно оставив прицеп. Что вы должны
предпринять, перед тем как уехать?
Отвести прицеп за пределы дороги, а если это невозможно,
выставить позади него знак аварийной остановки или мигающий
красный фонарь на расстоянии не менее 40 м.
2.5 Двигаясь днем на легковом автомобиле со скоростью 70 км\ч, вы
попали в густой туман, видимость в этих условиях уменьшилась до 15 м.
Ваши действия в данной ситуации?
Включить ближний свет фар или противотуманные фары, снизить
скорость до 25-30 км\ч, при возможности съехать за пределы дороги
и подождать, пока туман не рассеется.
2.6 Как правильно пользоваться световыми приборами в темное время
суток, чтобы не ослепить обгоняемого водителя через зеркало заднего
вида?
Переключить свет фар с дальнего на ближний за 150-200 м до
обгоняемого автомобиля; поравнявшись с обгоняемым автомобилем,
включить дальний свет фар.
2.7 Приближаясь ночью к повороту дороги, вы заметили, что
движущийся навстречу автомобиль переключил несколько раз дальний свет
фар на ближний. Как надо поступить в данной ситуации?
Сразу же переключить дальний свет фар на
ближний.
2.8 Какая максимально допустимая безопасная скорость рекомендуется
при движении в темное время суток по сухим прямолинейным участкам
дорог? При дальнем свете – 70 км\ч, при ближнем – 40 км\ч.
2.9 Изменяется ли в тумане окраска лучей включенного светофора?
Изменяется: желтый свет становится красноватым, зеленый –
желтым, красный остается красным.
2.10 Как влияет туман на восприятие расстояний?
Все предметы в тумане кажутся более далекими, чем на самом
деле.
3 ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИЖЕНИЯ
3.1 Подъезжая на легковом автомобиле без пассажиров к
железнодорожному переезду, вы заметили стоящий на переезде грузовой
автомобиль, водитель которого пытается завести двигатель заводной
рукояткой. Как поступить в такой ситуации?
Остановиться, оказать помощь водителю грузового автомобиля;
если не удалось удалить автомобиль с переезда, идти вдоль путей в
сторону худшей видимости для подачи сигнала остановки машинисту
поезда.
3.2 Какие меры должен предпринять водитель по требованию Правил
дорожного движения в случае возникновения опасности для движения?
Снизить скорость, вплоть до остановки
транспортного средства.
3.3 На автомобиле с прицепом вы подъезжаете к железнодорожному
переезду без шлагбаума, примерно в 300-400 м от переезда показался
локомотив. Как вам лучше поступить в такой ситуации?
Остановиться не ближе 10 м от первого рельса и уступить дорогу
поезду.
3.4 Какой режим движения рекомендуется выбирать при движении через
железнодорожный переезд с несколькими путями? При включенной низшей
передаче.
3.5 На легковом автомобиле вы двигаетесь со скоростью 90 км\ч по
асфальтобетонной дороге, проходящей через лес. Лес впереди
заканчивается и дорога выходит на равнину. При выезде из леса дует
сильный боковой ветер. Какая опасность может возникнуть?
Внезапный увод автомобиля от действия боковой ветровой
нагрузки.
3.6 Двигаясь по городу в условиях интенсивного движения, вы
остановились и хотите выйти из автомобиля. Как это сделать правильно?
Через зеркало заднего вида убедиться в безопасности и только после
этого выйти из автомобиля.
3.7 Как влияет применение зеркал заднего вида, имеющих выпуклую
сферическую поверхность отражения, на восприятие водителем реальных
расстояний между объектами? Расстояния между объектами кажутся
больше действительных.
3.8 Автомобиль приближается к перекрестку, регулируемому светофором
с включенным зеленым сигналом. Как рекомендуется поступить водителю,
если по его мнению, смена зеленого сигнала на желтый и красный может
произойти в любой момент?
Снизить скорость и быть готовым к остановке при появлении
запрещающего сигнала светофора.
3.9 Как рекомендуется ставить автомобиль на спуске дороги, где есть
бордюрный камень?
Параллельно бордюрному камню, перед остановкой круто повернуть
руль и прижать переднее колесо к бордюру.
3.10 Какой прием вождения автопоезда наиболее эффективно гасит
виляние прицепа? Короткий разгон.
3.11 На легковом автомобиле вы подъехали к АЗС и остановились за
грузовым автомобилем. Неожиданно грузовик начал двигаться задним
ходом. Как лучше поступить в данной ситуации?
Подать звуковой сигнал, включить передачу и быть готовым к
движению задним ходом.
3.12 Двигаясь по оживленной городской магистрали, вы через зеркало
заднего вида замечаете, что следующий за вами водитель держится
слишком близко к вашему автомобилю. Впереди по ходу движения к
остановочному пункту подошел трамвай. Как лучше поступить в данной
ситуации?
Плавным нажатием на педаль тормоза предупредить следующего за
вами водителя о предстоящей остановке.
3.13 После преодоления глубокой лужи или брода водитель обязан на
короткой дистанции пробега несколькими нажатиями на тормозную педаль
просушить тормозные накладки и продолжить движение, убедившись, что
тормоза «держат» нормально.
3.14 При остановке на подъеме в ожидании разрешающего сигнала
светофора удерживать автомобиль на месте лучше всего стояночным
тормозом.
4 СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ ДВИЖЕНИЯ
4.1 Какой способ преодоления коротких ровных участков дороги с
мягким грунтом более эффективен?
Движение с разгона, используя инерцию
автомобиля.
4.2 Двигаясь со скоростью около 60 км\ч, вы внезапно попали на
небольшой (15-20м) участок дороги с гололедом. Что предпринять в
данной ситуации?
Не меняя положения рулевого колеса, не нажимая на педаль
сцепления или тормоза и не изменяя усилия нажима на педаль газа,
проехать данный участок.
4.3 Зимой в условиях гололеда вы подъезжаете к крутому спуску
дороги. Как лучше поступить, чтобы избежать заноса в этих условиях?
Заранее включить низшую передачу, чтобы на спуске не прибегать,
по возможности, к торможению.
4.4 Какие признаки являются характерными при проколе левой шины?
Появление нарастающего увода влево.
4.5 При движении в интенсивном транспортном потоке со скоростью
около 60 км\ч из замка зажигания выпал ключ. Каковы Ваши действия?
Выбрав удобное место на дороге, остановиться и поднять ключ.
4.6 Двигаясь на легковом автомобиле по городской улице, вы
замечаете впереди по ходу движения лужу, занимающую почти всю ширину
проезжей части. Навстречу движется грузовой автомобиль. Если вы
сохраните прежнюю скорость, то, вероятнее всего, проедете лужу
одновременно с грузовиком. Как поступить в такой ситуации?
Сразу же снизить скорость, избегая разъезда с грузовым
автомобилем возле лужи; если это сделать невозможно, заранее
включить стеклоочиститель.
4.7 Двигаясь по загородной дороге на легковом автомобиле, вы
почувствовали боли в области сердца, затрудняющие управление
автомобилем. Как поступить в данной обстановке? Остановить
автомобиль
4.8 На грузовом автомобиле с прицепом вы двигаетесь на крутой
подъем по обледенелой дороге. Почти в самом конце подъема из-за
перегрузки двигатель начал «глохнуть». Вы переключились на пониженную
передачу, однако автомобиль начал буксовать и медленно скользить вниз.
Ваши действия в сложившейся ситуации?
Предпринять попытки к остановке автопоезда с помощью тормозов;
направить его к естественному препятствию (столбу, ближнему дереву
и т.п.).
4.9 Какой способ обеспечивает наибольшее повышение проходимости в
случае буксования колес при движении по песчаной местности (участкам)?
Снижение давления воздуха в шинах.
4.10 Вы двигаетесь по размокшей грунтовой дороге, колеса автомобиля
попали в глубокую колею. Вы круто повернули руль в сторону, пытаясь
выехать из колеи, однако автомобиль продолжает двигаться с вывернутыми
до отказа колесами. Как выйти из этого положения?
Держать колеса прямо, сбросить «газ», повернуть руль в сторону,
противоположную выезду, затем быстро в сторону намеченного выезда.
4.11 При движении на крутых спусках горных дорог пользоваться
накатом не рекомендуется.
5 СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, ОБГОН
5.1 Что должен учитывать водитель при выборе скорости движения?
Установленные ограничения, интенсивность движения, особенности
и состояние транспортного средства и груза, дорожные и
метеорологические условия (в т. ч. видимость в направлении
движения).
5.2 Нарушается ли точность восприятия скорости, если водитель
длительное время движется на автомобиле по загородной дороге, не
оценивая скорость по спидометру?
Воспринимаемая скорость кажется меньше, чем в действительности.
5.3 При каком скоростном режиме обеспечиваются наиболее безопасные
условия движения?
При движении со скоростью, равной скорости транспортного
потока.
5.4 В сильный дождь вы выехали на легковом автомобиле из
населенного пункта. Дорога с асфальтобетонным покрытием свободная и
ровная. Правильным ли будет решение повысить скорость движения до
предела разрешенной — 90 км\ч?
Неправильным из-за большой вероятности заноса и опрокидывания
автомобиля.
5.5 Вы двигаетесь по загородной дороге с асфальтобетонным покрытием
со скоростью около 80 км\ч. Видимость отличная, встречного транспорта
нет, впереди на дороге - небольшие поперечно-продольные (косые)
неровности. Как лучше действовать в этой ситуации? Заметив
неровности, заранее снизить скорость до 50-55 км\ч.
5.6 На легковом автомобиле вы догнали большегрузный автомобиль,
движущийся со скоростью около 60 км\ч, и хотите его
обогнать. Габариты грузовика, ширина проезжей части на данном участке
дороги таковы, что при обгоне вы вынуждены будете выехать на
свеженасыпанную обочину. Как лучше поступить в такой ситуации?
Отказаться от обгона в таких условиях.
5.7 Двигаясь по загородной дороге шириной 6 м, вы настигаете
грузовой автомобиль и собираетесь его обогнать, однако грузовик
принимает левее, препятствуя обгону. Как поступить в данной ситуации?
Подать предупредительный сигнал (звуковой или световой) и
обогнать, когда грузовик примет вправо.
5.8 Длительное время (2,5-3 часа) вы двигаетесь по хорошему ровному
шоссе с постоянной скоростью около 70 км\ч. Как часто бывает в таких
случаях, появилась сильная сонливость, начали непроизвольно слипаться
глаза. Как лучше поступить в такой ситуации?
Остановиться и отдохнуть; перед тем, как снова сесть за руль,
сделать несколько гимнастических упражнений.
5.9 Двигаясь на легковом автомобиле в интенсивном транспортном
потоке со скоростью 60 км\ч, вы решили закурить. Могут ли ваши
действия привести к созданию аварийной обстановки?
Да, могут, так как курение отвлекает от процесса управления
транспортным средством.
5.10 Дорога, по которой вы двигаетесь, имеет уклоны к обочинам
(поперечный перегиб). Впереди движется автобус и вы решаете его
обогнать. Что необходимо учесть в этой ситуации и как безопасно
выполнить обгон?
Учитывая склонность к заносу в сторону поперечного уклона,
выйти на обгон заранее, несколько задержав автомобиль на середине
дороги. После этого продолжить плавный переход на левую сторону.
5.11 Какое действие водителя обгоняемого автомобиля способствует
повышению безопасности?
Включение правого указателя поворота.
5.12 При изношенном протекторе шин коэффициент сцепления снижается.
5.13 Автомобиль, совершающий поворот, становится более устойчив к
опрокидыванию при уменьшении скорости движения и при увеличении
радиуса поворота.
5.14 Центробежная сила, действующая на автомобиль на поворотах
дорога, увеличивается с увеличением скорости движения и с уменьшением
радиуса поворота.
5.15 Приближаясь к повороту дороги, если он оказался более крутым,
чем предполагалось, нужно снизить скорость движения.
5.16 Дистанцию между движущимися автомобилями водитель должен
выбирать в зависимости от скорости движения, чтобы избежать
столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного
средства.
6 РАЗНОЕ
6.1 Смещается ли прилеп автопоезда при движении на повороте?
Смещается к центру поворота.
6.2 Что должен предпринять водитель в первую очередь при
обнаружении значительной утечки бензина из бензоцистерны или
бензобака? Перекрыть движение всех транспортных средств и пешеходов
в зоне опасности.
6.3 Вы двигаетесь по двухполосной дороге и видите, что навстречу
движется легковой автомобиль, который бросает из стороны в сторону,
будто водитель пьян или уснул. Как лучше поступить в такой ситуации?
Подать звуковой сигнал, съехать на обочину и
остановиться.
6.4 Из-под колес движущегося впереди на большой скорости грузового
автомобиля неожиданно вылетел камень и ударил в лобовое стекло вашей
машины. Стекло мгновенно покрылось сетью мельчайших трещин, видимости
через такое стекло практически нет. Какие действия вы должны
предпринять, чтобы избежать аварии?
Включить аварийную сигнализацию, не меняя полосу движения
снизить скорость и остановиться, убрать разбитое стекло.
6.5 Как влияет на восприятие расстояний окраска автомобиля?
Расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет, кажется
больше, чем на самом деле.
6.6 Влияет ли посадка водителя за рулем на его работоспособность и
безопасность движения?
Неудобная посадка вызывает быструю усталость, снижает внимание
и работоспособность.
6.7 Как влияет алкоголь на время реакции водителя? Время реакции
увеличивается.
6.8 Как влияет утомление на внимание и реакцию водителя? И то, и
другое снижается.
6.9 Время реакции водителя: время с момента, когда он увидел
опасность и до начала конкретных действий (нога коснулась педали
тормоза и т.п.).
6.10 Более устойчив против опрокидывания при повороте грузовой
автомобиль с полностью заполненной цистерной, чем с цистерной,
заполненной, например, наполовину.
6.11 В случае внезапного разрыва шины при движении автомобиля
необходимо, удерживая рулевое колесо, сохранить прямолинейное
движение, снизить скорость (без экстренного торможения!) и
остановиться.
6.12 Смещение центра тяжести вверх при загрузке грузового
автомобиля снижает устойчивость против опрокидывания. Более устойчив
незагруженный грузовой автомобиль.
6.13 При движении по кривой автомобиль более устойчив, если
движение осуществляется с включенной передачей.
6.14 Более ядовит этилированный бензин.
6.15 В случае заболевания водителя в пути, если это может поставить
под угрозу безопасность движения, он обязан прекратить дальнейшее
движение и обратиться в ближайшее медицинское учреждение.
6.16 Основные меры предупреждения опрокидывания автомобиля:
равномерное размещение и надежное крепление груза в кузове
автомобиля;
соблюдение повышенных мер осторожности на опасных участках
дороги;
снижение скорости;
плавное торможение;
плавные повороты рулевого колеса.
6.17 Основные меры безопасности при движении на крутых подъемах:
чем ограниченней видимость, круче подъем или тяжелее
автомобиль – тем ниже передача в коробке передач;
не допускать переключения передач и остановок;
приближаясь к вершине подъема, принять вправо;
в случае вынужденной остановки принять меры против
сползания автомобиля назад.
6.18 Основные меры безопасности при движении на крутых спусках:
чем ограниченней видимость, круче спуск, тяжелее автомобиль
или хуже дорожные условия– тем ниже передача в коробке
передач;
не выключать сцепление, передачу, двигатель, не допускать
резких поворотов рулевого колеса;
не допускается резкое или длительное торможение (перегрев
тормозов и их отказ в работе);
не допускается движение накатом (т.е. с выключенным или
отключенным от колес двигателем).
|